Посетителям

О нас

Выставки

Коллекции

Филиалы

Проекты

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

Проезд Никуда не надо ехать!
Время работы В отличие от обычного музея, виртуальный музей можно посетить в любое время суток!
Выходной день Без выходных дней
Телефон
257-18-06
Заказать экскурсию

В этом разделе представлены виртуальные выставки из коллекций музея, и обзоры реальных выставок и экспозиций

 

*Романовы. Люди и судьбы. Из коллекций Пермского краеведческого музея

*Гляденовское костище

*Из истории пермской мультипликации

*Архитектура Перми 1950-х годов в работах пермских художников

*Уральский фаянс

*Военный головной убор

*Награды Российской империи (медали)

*Награды Российской империи (ордена)

*Скородумский клад

*Атлас Российский 1745 г.

*Коллекция из раскопок неолитической стоянка Усть-Залазнушка

*Художник и путешественник

*Карты Уральской области

*Пермский художник А.Репин

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

*Архитектура Перми 1950-х годов в работах пермских художников

Тема архитектурного роста Перми получила интересное отражение в коллекции живописи и графики Пермского краеведческого музея.

A-10574-5_01 Здесь мы представляем фрагменты творчества двух крупных пермских художников – Петра Оборина и Леонида Попова. Их произведения – этюды и рисунки как бы с разных сторон отражают тему архитектуры 1950-х годов, эпохи «общественного оптимизма». В этюдах Петра Артемьевича Оборина – это настроение «нового города», пропитанного солнцем и радостными ожиданиями. Рисунки Леонида Попова, напротив, приближаются по своей строгости к архитектурной графике. На них отражено «рождение» нового центра Перми.

Разработка генпланов  застройки городов была проектной эпопеей исторического масштаба. Устранение сложившихся в прошлом недостатков планировки города – рассматривалось в качестве одной из основных задач. «Триумфальная» архитектура городского центра – это политика.

Главные магистрали города должны были соответствовать определенным требованиям. Их ритм и масштаб должны были динамично нарастать по мере приближения  к кульминации художественной композиции (Комсомольская площадь и здание областного УВД). Кроме того, они должны были снабжаться системой поперечных глубинных перспектив, как бы демонстрируя распространение своего влияния на весь город (наглядный пример все тот же Комсомольский проспект). Один из принципов сталинского стиля, заимствованных из неоклассицизма и многократно усиленный -  строгая упорядоченность и соподчиненность.

 Главная магистраль  - Комсомольский проспект - выступает метафорой советской суперидеи, ведя в «светлое будущее» (показательна в этом отношении антонимичность двух архитектурных акцентов в начале и в конце Комсомольского проспекта: башни - колокольни Спасо-Преображенского собора  и т.н. Башни смерти на Комсомольской площади). И подчинение всех сфер жизни этой суперидее, ее главенствующая роль как бы переносится в архитектурно-планировочную лексику.

A-20803-7_01 Функциональный принцип связи с природной средой, продекларированный в генплане Москвы, постепенно трансформировался в композиционно-образный принцип «открытости», «распахнутости» города. В соответствии с ним обустраивалась набережная Камы, которая давала возможность с дальней точки обозревать город во всей его одушевленной целостности.

Функционально-планировочный каркас, на котором должен был создаваться «живой организм» города, включал в себя не так уж много элементов. Принцип «весь город – ансамбль» в практике проектирования периферийных городов превратился в довольно простую планировочную  схему. Это одна–две планировочные оси ( в пермском варианте -  улицы Ленина и Комсомольский проспект), замкнутые на главную городскую площадь. Определенная точка отсчета, которой обозначалось начало восприятия художественной структуры города – вокзальная площадь, оформлению которой в проектах придавалось особое значение.

 И действительно, планировочная структура привокзальной площади Пермь II с открывающейся панорамой улицы Ленина, полностью укладывается в этот принцип. Большой жилой дом, наиболее репрезентативный из всех окрестных домов, обращен парадным фасадом к вокзалу. Образный строй деталей его фасада  выступает своеобразным генератором торжественно-пафосных эмоций въезда в город.  Аналогично решена и планировка жилого дома на противоположной стороне, хотя декор здесь более сдержан и скромен. Отведено место для небольшого парка. Эти два здания своей планировкой как бы задают масштаб и глубину внутриквартальных пространств на протяжении большей части ул. Ленина (являющейся одной из центральных магистралей города).

A-10574-11_01 В пермской архитектуре середины 30х –50х гг. происходят  процессы, характерные  для архитектурного процесса в СССР в целом. Углубление историзирующих тенденций, грандиозность композиций, идеи микрорайонирования, квартальная застройка, ансамблевость как принцип планирования (город как  ансамбль ансамблей). Отражение в архитектурной лексике философии исторического оптимизма, нарастание мотивов триумфальности, особенно после Победы. Тенденции унификации застройки – преемственность 20-30х годов (от конструктивизма и функционализма). Концептуальной особенностью этого периода было «встраивание» архитектуры в массовую культуру.

За период с 1954 по 1957 гг. было принято несколько постановлений партии и правительства в области архитектуры и строительства. Постановление «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» создало условия для переустройства всей базы строительства. Берется курс на резкое увеличение объемов и темпов строительства, его индустриализации и типизации. Однозначные приоритеты отдаются строительному комплексу, а не архитектуре как искусству.  Обнародованное в ноябре 1955 года постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» явилось стилистической определяющей архитектурного процесса.

 

Выставки

© 2012, Пермский Краеведческий Музей

+7 (342) 257-18-09

made by RZLTT
 

Мы будем признательны за цитирование наших публикаций и анонсов событий в любых социальных сетях и новостных лентах СМИ.