Посетителям

О нас

Выставки

Коллекции

Филиалы

Проекты

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

Проезд Никуда не надо ехать!
Время работы В отличие от обычного музея, виртуальный музей можно посетить в любое время суток!
Выходной день Без выходных дней
Телефон
257-18-06
Заказать экскурсию

В этом разделе представлены виртуальные выставки из коллекций музея, и обзоры реальных выставок и экспозиций

 

*Романовы. Люди и судьбы. Из коллекций Пермского краеведческого музея

*Гляденовское костище

*Из истории пермской мультипликации

*Архитектура Перми 1950-х годов в работах пермских художников

*Уральский фаянс

*Военный головной убор

*Награды Российской империи (медали)

*Награды Российской империи (ордена)

*Скородумский клад

*Атлас Российский 1745 г.

*Коллекция из раскопок неолитической стоянка Усть-Залазнушка

*Художник и путешественник

*Карты Уральской области

*Пермский художник А.Репин

 

Алэл. "Бабушка". Кеты. XIX в.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

*Художник и путешественник

Геннадий Григорьевич Шадрин (1941-2014)– пермский художник, член Союза художников России. Родился в Перми в 1941 году, окончил художественно-графический факультет  Нижне-тагильского государственного педагогического института.

В 1960-х годах Г. Г. Шадрин путешествовал по Пермской области, в основном по северным районам, писал этюды. Позже география его путешествий расширилась до северо-восточной Сибири, а также от Среднего Урала до Северных морей.    В 1970-79 гг. ежегодно проводил лето среди народов крайнего севера – хантов, манси, тунгусов, кетов, - изучал их быт, религию, эпос, собирал и записывал сказки и предания. За девять лет общения с народностью кето (кеты) Г. Г. Шадрин собрал уникальную коллекцию культовых принадлежностей, украшений, амулетов. Все предметы этой коллекции были подарены художнику людьми, в основном, очень пожилыми, которые очень доверяли ему. Впоследствии вся коллекция была передана художником в фонды музея.

Кеты – одна из самых малочисленных народностей Сибирского Севера.

В 1989 г. их насчитывалось 1017 человек. Расселены они на севере Красноярского края, в основном на территории Туруханского района, в тайге и лесотундре по притокам Енисея. Кетский язык не входит ни в одну родственную группу языков Северной Азии и строится примерно на тех же принципах, что и языки басков и северо-американских индейцев.

Несколько больших (до 40 человек) и малых (3 – 7 человек) семей, связанных кровным родством по отцовской линии, составляли родовую группу.

Основу хозяйства кетов составляли охота и рыболовство. Охотились на лося, оленя круглый год, на пушных зверей с середины октября по март. Главным оружием для добычи пушнины вплоть до конца ХIХ века оставались лук и стрелы.  Летом активнее занимались рыболовством, а женщины и дети собирательством.

Несмотря на то, что кеты официально считались христианами, проникновение христианства носило исключительно внешний характер и сводилось к формальному выполнению обрядов православной церкви.

Через все формы религиозной идеологии проходят верования и обряды, цель которых – обеспечить успех в охоте и рыболовстве. Основу религии кетов составляли анимистические представления: олицетворение явлений природы, уподобление животных человеку. Согласно этим представлениям, окружающий людей мир населяли многочисленные сверхъестественные существа. Одни из них были нейтральны по отношению к человеку – "небесные", "земные" и "каменные" люди, населявшие объекты неживой природы. От других зависел успех промысловой деятельности – хозяин зверей Кайгусь, хозяйка леса Холай, хозяин рыбы Ульгыс. И, наконец, постоянно враждующие с людьми, причиняющие вред Литысь (лесной человек), Колбосам (кикимора), Дотэм (Баба-Яга).

Главным добрым божеством считался Есь в образе старика с бородой в белых одеждах, живущий на небе, хозяин неба, ветров, погоды. Доброму Есю противостояла злая Хоседам, хозяйка дня и ночи, живущая на севере под землей.

Существенную роль в религиозной идеологии кетов играли и древние тотемистические представления. Они нашли свое отражение в названиях родов (черепахи, оленя, медведя, орла и т.д.) и многочисленных правилах, запретах, приметах и обрядах, в основе которых лежат наблюдения за природой и жизнью животных.

Начало и окончание охотничьего сезона, добыча крупного зверя или большого количества пушнины отмечались обрядами, призванными умилостивить духов, испросить удачу в охоте и отблагодарить щедрым угощением.

Кроме почитания разнообразных духов, связанных с охотничьим промыслом, кеты чтили так называемых семейно-родовых покровителей, к которым обращались с целью обеспечить благополучие и здоровье семье.

Главной семейной и родовой святыней у кетов был огонь – Бокам. Его кормили, бросая в костер кусочки сахара, хлеба, жира. Особенно следили за кормлением огня перед началом охотничьего промысла, при установке чума на новом месте, во время грозы и т.д.

Другим видом домашних святынь были алэлы – покровительницы очага и семьи. Их вырезали из дерева, сверху надевали одежду и обувь, украшали бусами, бисером и кусочками цветного меха. На грудь подвешивали медную монетку или литую пластинку – сердце. Считалось, что алэлы помогают женщинам вести домашнее хозяйство, растить детей. Фигурки алэлов использовали при гадании.

Кроме алэлов, в некоторых семьях хранили и почитали дангольс – изображения людей, умерших не своей смертью или отличившихся при жизни причастностью к сверхъестественному. Дангольс помогали охотникам на промысле – бежали впереди и сгоняли добычу к тропе.

 

Выставки

© 2012, Пермский Краеведческий Музей

+7 (342) 257-18-09

made by RZLTT
 

Мы будем признательны за цитирование наших публикаций и анонсов событий в любых социальных сетях и новостных лентах СМИ.