ВНИМАНИЕ!
Вы просматриваете материалы архивной версии сайта.
С 2013 года наш сайт обновился и стал более
передовым, ярким и современным!
Для просмотра актуальных материалов, пожалуйста,
перейдите на НОВУЮ ВЕРСИЮ САЙТА.
|
|
|
Отзывы
|
|
|
26.12.2010 Олег
Появление настоящей выставки, как впрочем и любой другой, предполагает ведение диалога, в той или иной форме, между устроителями выставки и зрителем.
Выставка может нести в себе какую-то основную идею, но может и натолкнуть на разговор о каких то других культурных явлениях отголоски которых лишь частично представлены на всеобщее обозрение.
Не секрет тем более для Вас уважаемые профессиональные искусствоведы, что произведение искусства, как таковое, достаточно глубоко по своему внутреннему содержанию и достаточно чего-то малого для того чтобы можно было выйти на разговор о гораздо большей по масштабам проблеме. Так, достаточно иметь перед глазами одно, два или чуть более сасанидских сосудов чтобы затеять разговор о культурном явлении или, скажем о каких то конкретных вопросах прочтения отдельных сюжетов замечательного древне-иранского искусства.
Для начала я бы хотел предложить Вам две работы. Одна касается как раз общей проблемы сасанидского искусства как явления в культурном мире. Другая работа о конкретном произведении, о попытке прочтения конкретного сюжета.
Проблема появления в давние времена, в Прикамье Сасанидского серебра, так или иначе решалась в исследовательских кругах. Были даны известные нам объяснения данного явления, но касаются они как правило экономического характера взаимоотношений между южным и северным народами.
Существовали ли иные причины появления драгоценных восточных сосудов на Урале? Предположим что были, и характер их был уже не экономического плана, но религиозно-культового. Попробуем же найти доказательство этому. Полагаю что это не просто и весомыми эти доказательства смогут стать ещё не скоро, но цель привлекает к себе и мы по мере сил своих будем к ней стремиться.
Одним из основных направлений в доказательстве данной теории должно стать прочтение языка образов, которые на внешнем своём уровне представлены сюжетами из древне-иранского эпоса и религии зараостризма, а на внутреннем своем уровне имеют выходы и на общий для всех религий духовный язык. Именно общность всех древних языков, всех религий возможно и способствовала культурному диалогу разных народов. Во многом знание этого языка сейчас утрачено, но кое что еще осталось этим то мы и хотим воспользоваться.
Но прежде чем мы перейдем к конкретным сюжетам, хотелось бы вспомнить ещё одно обстоятельство связывающее Урал и Древний Иран или Персию. По легенде основатель зараострийской религии Заратуштра происходил именно с Урала (по одной из версий). Если же это была в действительности так, то в древности не могли не знать этого, и стремление на север было продиктовано уже не столько торговыми интересами сколько паломничеством на родину своего Мессии. Серебряные же и золотые сосуды могли тогда быть уже не только утилитарными предметами сколько предметами культа, носителями священных текстов исповедываемой религии. Попробуем же верить в это и найти этому подтверждение.
СЮЖЕТЫ С ЦАРСКОЙ ОХОТОЙ
Сюжеты с охотой на диких зверей часто можно встретить не только на Сасанидской торевтике, они появляются практически в любой религии как в словесном так и в образном выражении. В образе охоты скрыт один из основных духовных процессов проповедничества. Человек ведущий проповедь выступает здесь в образе охотника, а человек подведенный к проповеди образно представлен в виде животного. Разница в уровне духовного сознания здесь налицо – зверь по сравнению с человеком выглядит также как духовно просвещенный в сравнении с невежественным умом. Оружие в руке охотника есть слово или мысль как содержание слова. То есть лук допустим слово, а стрела тогда сама мысль. В качестве оружия может выступать, помимо лука со стрелами и меч и копье и здесь уже будут варианты толкования как качества так и вида проповеднического слова. Охотника часто можно видеть верхом на коне. Конь есть приручённое, собственное животное на котором путешествует духовное сознание, духовное мышление, то есть конь, лошадь есть сознание буквальное. Оно призвано на службу к сознанию духовному. Иными словами говоря любое духовное слово облекается вот внешний покров, как например в басне мораль всегда облечена в какое либо внешнее содержание – сюжет и тогда, в образе зверей, мы всегда угадываем людей. Такого рода сравнения употреблялись с древних времён и цель их всегда была понятной.
Можно конечно встретить ярое сопротивление такой позиции толкования. Наши оппоненты могут в полной уверенности утверждать, что всадник на коне есть никто иной как сам шахиншах и даже назовут его имя рассмотрев корону. Они действительно не смогут найти ничего особенного в сцене царской охоты и с этим нам также предстоит считаться. В свою же очередь, нам ничего не остается как ещё более пристальней рассматривать древние визуальные тексты и согласуясь с обычной логикой делать их расшифровку.
СЦЕНЫ ЦАРСКОЙ ОХОТЫ
Сцены царской охоты на диких зверей – один из самых распространенных сюжетов сасанидского искусства на драгоценных сосудах. Обыкновенная ли охота представлена таким образом, или же пред нами метафора, аллегория охоты смысл которой приводит нас к пониманию иного рода процесса участником которого был шахиншах. Шахиншах был, по всей видимости, вершителем не только государственной власти, но и главой власти духовной. Две этих ипостаси царя конечно же были достаточно тесно связанными между собой как это часто было в древнем обществе, во всяком случае подобное двуединство предполагалось и в произведениях искусства реальная действительность идеализировалась. Таким образом произведение искусства выполняло функцию кодекса чести правителя.
В чем же заключалась эта вечная функция правителя? Заключалась она в умении обращаться со словом также ловко и умело, уверенно и смело как с луком и стрелами на серебряном "портрете". Целью для стрелы в этом случае всегда выступает невежество предстающее в сюжетах серебряных блюд в виде дикого зверя льва, кабана или ещё кого либо. Невежество всегда должно быть повержено как лев распластанный под конём шахиншаха или лев в тело которого вонзён его меч также символизирующий слово-оружие.
Нужно ли говорить о значении силы оружия ума. Это оружие очень часто гораздо более эффективней действует при урегулировании различного рода конфликтов, тем более если это ум правителя могущественного народа. Но можно оставить пока этот уровень трактовки замечательных по силе искусства сюжетов и обратиться к иному уровню, может быть даже более глубокому чем разобранный нами.
В первом случае речь как будь-то была об одном единственном человеке-предводителе народа – Шахиншахе. Теперь же представим себе, что всё сказанное в определенной мере может или даже должно относиться к каждому человеку. Ведь в каждом из нас есть свой царь в голове, или во всяком случае должно что-то быть такое по определению природы человеческой. Царь в голове (обычно мы привыкли слышать это словосочетание в обратном порядке) это те высокие, благородные мысли, стремления наши которые собственно и должны руководить нашей жизнью. Существуя в таком "царском" положении они эти мысли всегда опираются на множество ещё других мыслей, желаний уже более низкого по мысленной иерархии состояния.
Те в свою очередь как лошадь везут на себе царскую персону – идейно руководящих мыслей и стремлений. Всё это по сути своей и есть человек, всё это умещается в его голове. Оружием же ума опять-таки выступает слово. Хищником против кого направлено это оружие опять-таки выступает невежество. Но невежество в виде льва, на знакомом нам уже сюжете, оно является таковым конечно же в достаточно условной форме.
По отношению к царю оно невежество так же как лев является диким по отношению к шахиншаху, но сам по себе лев есть так же достойное уважения и понимания естество человека и об этом можно увидеть уже в другом сюжете – "львица на фоне древа жизни".
ЛЬВИЦА ЦАРИЦА
Теперь попробуем рассмотреть образ льва или львицы отдельно, как он представлен на одном из сюжетов. Мы уже условились, что невежество дикого зверя, против чего собственно говоря противостоит охотник, достаточно условно. Оно возможно и является чем то диким и невежественным , но только в сравнении с совершенством шахиншаха. Само же по себе состояние льва достаточно представительно и высоко в мире животной природы. Он, в конце концов по праву может называться царём зверей, но только царство его не поднимается выше того уровня где начинается царство человеческое, царство шахиншаха. И если не сравнивать льва с человеком, но поставить его в своей обители – природе животного и растительного мира, то он и будет выглядеть подобно царю. Именно такой образ и представляем на серебряном блюде "львица между деревьями". Во первых она выступает в образе матери. Во вторых она не предстоит пред большим древом, но выглядит на фоне него как познавшая его, древо премудрости земной, животной, разумной жизни. Каждой лапой своей она уверено стоит на определённого рода земле, холме которые символизируют различные уровни познания земной животной жизни. Но познав одну мудрость львица, в пути своём упирается в другую и теперь должна будет начать познавать её. Что это за новая мудрость, новое значение, что оно потребует от познавшей совершенство? Не означает ли появление нового древа появление нового пути лежащего за гранью познанного львицей? Потребует ли оно от львицы расстаться с жизнью своей, встретившись со стрелой или мечом шахиншаха?
ТАКТИКА НАНЕСЕНИЯ УДАРА
Рассматривая сюжеты с всадником стреляющем из лука по льву или кабану, можно заметить, что в одном случае лошадь догоняет дикого зверя и лучник пускает стрелу как будь-то по убегающему животному. В другом же случае наоборот лев догоняет лошадь и лучник наносит контрудар стреляет по льву в парфянском развороте. Есть ли в этом какой-то смысл. На наш взгляд смысл конечно же есть, найти же его можно обратившись в сферу психологии общения. В одном случае, допустим аргументы выносятся напрямую что называется в лоб собеседнику. В другом случае достигают его "убегающего", пытающегося уйти от какого либо вопроса. В третьем же случае выносятся как контраргументы и быть может именно в этом случае достигают цели наиболее результативно. С наилучшим эффектом.
Олег Владимиров
| | |
15.11.2010 Вячеслав Димов
ПОЗДРАВЛЯЕМ! Пермскому краевому музею – 120 лет! Крупнейший музей нашего края, любимый многими, отмечает 120 лет с дня своего основания. Пермская гимназия № 11 им. С.П.Дягилева и мемориальный музей "Дом Дягилева" от всей души поздравляют музейщиков со знаменательной датой! В 1903 г. со страниц своего журнала "Мир искусства" Сергей Дягилев обратился к уроженцам Урала с просьбой оказать помощь Пермскому научно-промышленному музею "ввиду тесной, глубокой связи, существующей у человека с родным, воспитавшим его краем, неизбежно дорогим для него и вдали на расстоянии многих лет разлуки". Мы уверены, что призыв нашего знаменитого земляка нашел отклик во многих сердцах и помог формированию музейных коллекций, теперь хорошо известных далеко за пределами Пермского края! Елена Боброва
| | |
23.10.2010 Рушан Габдушев
Уважаемая администрация! Вы что, сами пишете отзывы? Я уже писал вам, но вы проигнорировали мое сообщение, но похоже, вам все равно? Почему у вас на сайте нет никакой информации о цене, о льготах, скидках? Как то не хочется по таким мелочам вызванивать вас. Кстати я звонил вам по телефону выложенному на сайте - никто и не подумал брать трубку. Надеюь моя критика достаточно конструктивна, чтобы я мог, наконец, получить на нее ответ. Спасибо.
17.10.2010 Мария Белова
Сайт интересный, но хочется больше материалов. И не хватает поиска по сайту.
Подскажите, где можно увидеть исторические панорамы полазны? Слышала у вас они где-то есть!
12.10.2010 Мельчаков Григорий Валентинович
Посетил ваш сайт. Произвело большое впечатление. Прочитал про Дом Мешкова, историю его жизни в России. Буду в Перми, непременно побываю у вас.
25.09.2010 Габдушев Рушан
Здравствуйте! Хотел бы вас покритиковать, а точнее ваш сайт - сделан он не ахти, я так и не смог найти информацию по времени работы музея, еле как нашел цены, сделано как то коряво, а звонить и беспокоить из-за таких мелочей не хотелось, вы могли бы исправить это? Посетителям было бы удобно.
23.09.2010 Александр Г. Потапов
Впечатлил виртуальный музей. Как будто неожиданно оказался посреди зала музея. Хотелось бы некоторые экспонаты изучить поближе. Например, во время "реального" посещения музея меня заинтересовала ландкарта земель Строгановых. Нельзя ли её разместить в виртуальном музее?
18.09.2010 Олеся
Здравствуйте. Мы с другом хотим давно посетить музей,посмотреть на мамонта и другие находки истории,со школы не были в музее,очень интересно сходить столько лет спустя. Нам будет доступным посмотреть и походить по всем залам??? Или какие-нибудь будут закрыты в зависимости от направления выставок? Хотелось бы обойти всё! Вот и думаем,если можно будет посмотреть всё,пойдём! Спасибо!
04.09.2010 МВ Вершинина
Добрый день! Пыталась найти режим работы Музея древностей на Перми I... Складывается впечатление,что музей и выставки работают не для посетителей: странички вашего сайта грузятся очень долго (это при хорошей скорости), почему-то на главной странице никакой практической информации нет,ни один из 3-х телефонов, по которым рекомендуется обратиться за информацией, в субботу с 13.00. до 15.00. не отвечал...
04.09.2010 МВ Вершинина
Добрый день!
Пыталась найти режим работы Музея древностей на Перми I...
Складывается впечатление,что музей и выставки работают не для посетителей: странички вашего сайта грузятся очень долго (это при хорошей скорости), почему-то на главной странице никакой практической информации нет, один из 3-х телефонов, по которым рекомендуется обратиться за информацией, в субботу с 13.00. до 15.00. не отвечал...
Страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ...
|
|
|
|
|
|
|
Уважаемая Елена Евгеньевна!
Большое спасибо за сердечные поздравления!